Содержание
5 непростительных ошибок при лечении простатита
По данным НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина на сегодня пик заболеваемости простатитом приходится на мужчин в возрасте 25-30 лет. Как показывает статистика, за последние 10 лет – это неприятное заболевание мужской половой сферы стремительно помолодело, и эта угрожающая тенденция продолжает нарастать.
Простатит – это общее названия для любых воспалительных процессов в предстательной железе, которые могут быть вызваны самыми различными причинами: от переохлаждения, травм, возрастных изменений до инфекций, передающиеся половым путем, например, хламидиями . При этом мужчина чаще всего страдает не только от симптомов самого заболевания (боли, трудности с мочеиспусканием, сексуальные нарушения) но и от его осложнений.
До недавнего времени считалось, что аденома (увеличение) предстательной железы – не болезнь, а проявление естественного процесса старения мужского организма. Что это мужской климакс, который ждет любого представителя сильного пола в возрасте 65-70 лет. Однако сейчас ситуация кардинально изменилась. По словам главного специалиста по репродуктивному здоровью Минздрава РФ Олега Аполихина обнаружена прямая связь между аденомой и тем, насколько рано у мужчины появился простатит.
«Сегодня пик заболеваемости простатитом приходится на 25-30 лет, а это значит, что к 45-50 годам у такого мужчины возникнет увеличение средней доли простаты, – уверен специалист. – Можно считать естественным, когда аденома проявляется после 70 лет. Увы, современные мужчины имеют эти проблемы в гораздо более раннем возрасте, и эта тенденция усиливается».
Интимный характер проблемы, невнимание молодых мужчин к своему здоровью, неспортивный образ жизни накладывают свой отпечаток на картину заболевания, в ходе лечения которого весьма часто допускаются непростительные ошибки. Эти ошибки сводят на нет врачебные усилия, способствуют развитию хронического простатита с периодическими (не реже 2-х раз в год) весьма дискомфортными обострениями.
Итог для сильной половины человечества неутешителен – более раннее развитик аденомы простаты, нарушение деятельности мочеполовой системы, сексуальные расстройства (эректильная дисфункция, импотенция) и, наконец, бесплодие. Перечислим основные ошибки, которые делают мужчины, столкнувшиеся с этим неприятным и опасным заболеванием.
Ошибка №1. Невнимательность к симптомам
Очень часто мужчины умаляют серьезность своего недомогания, сводят признаки к обычной простуде, как говорят: «Почки застудил». Путают симптомы цистита с проявлением простатита. Не обращают внимания на признаки синдрома тазовой боли. На самом деле простатит коварен именно тем, что его трудно диагностировать без специальных обследований.
Очень часто воспаления органов мочеполовой системы, например, уретрит (воспаление мочевого канала), переходят в воспаление предстательной железы. Также к воспалению простаты могут привести практически любые заболевания, передающиеся половым путем (например, гонорея, хламидиоз). Рекомендуем пройти онлайн-тест, чтобы точно быть уверенным, что простатит – это не про вас. А еще лучше периодически посещать уролога и проверять простату.
Простатит: классификация и осложнения
Простатит характеризуется как воспаление ткани предстательной железы, возникающее из-за развития в ней застойных явлений.
В современном мире это наиболее часто встречаемое урологическое заболевание среди мужчин разного возраста. По статистике после 30 лет болезнь простатит охватывает 30% мужского населения, после 40 – 40%, после 50 – 50% и далее по возрастающей.
Однако, учитывая особенности диагностики и возможность протекания заболевания в скрытом виде, реальные цифры гораздо выше.
Простата — это небольшой, но очень важный для жизнедеятельности и здоровья любого мужчины железисто-мышечный орган, расположенный под мочевым пузырем в начальном отделе мочеиспускательного канала (уретры). При воспалении предстательной железы снижается синтез тестостерона в яичках, что понижает либидо и вызывает ослабление эректильной функции. Это многие расценивают как первые симптомы импотенции, что неверно!
Ошибка №2. Самолечение непроверенными препаратами
В силу того, что мужчины не любят ходить к врачам и склонны заниматься самолечением, их легче обмануть. Интернет пестрит предложениями «волшебных» таблеток, БАДов под видом лекарств и чудо-аппаратов, гарантирующих абсолютное выздоровление и моментальный эффект. В лучшем случае они безвредны – просто потеря времени, которое можно потратить на эффективное лечение, в худшем – это опасные для здоровья подделки и фальсификаты.
Также очень важно, чтобы препарат не просто снимал симптомы, но и способствовали восстановлению ткани предстательной железы. На это способны далеко не все лекарства. Хорошо себя зарекомендовали пептидные лекарственные комплексы, которые применяются в официально медицине уже более 20 лет. В их составе – вытяжка из тканей предстательной железы животных, обладающая органотропным действием, а также необходимые для простаты аминокислоты и микроэлименты. Такие лекарства не только быстро снимают воспаление, но и способствуют регенерации и восстановлению тканей предстательной железы.
Ошибка №3. Отказ от конкретных видов лечения
Часто представители сильного пола начинают «капризничать», когда врач назначает им комплексный курс лечения согласно лечебными стандартам доказательной медицины. Пациент может отказаться от массажа простаты, от периодических медосмотров, от применения лекарственных препаратов, принимаемых ректально (в виде свеч). А ведь именно от них на 70% зависит успех в борьбе с заболеванием.
8. Пациенту не стоит одновременно лечиться и получать лечение одновременно у нескольких врачей урологов. В случае ведения больного несколькими врачами впоследствии, будет невозможно определить лечение, какого специалиста не дает результата. Рекомендации разных врачей на одном и том же этапе лечения могут быть различными.
9. Простатит это не та болезнь, которую можно вылечить за неделю. Лечение заболевания предстательной железы в большинстве случаев носит длительный характер. Лечение многоэтапно и разнопланово, от больного требует значительного терпения и выдержки. Очень важным при лечении простатита является соблюдения режима и всех предписаний лечащего врача.
10. В момент лечения у больного половая жизнь должна прийти в нормальное течение. Не должно быть сексуальных перегрузок или длительного воздержания.
11. Успешное лечение простатита зависит как от грамотности и профессионализма врача уролога, так и от самого пациента. Пациент должен строго выполнять все предписания врача. Важно помнить что простатит – это болезнь, которую успешно лечат.
12. Сильное переохлаждение человека может спровоцировать развитие воспаление предстательной железы. Дело в том, что при сильном понижении температуры тела у человека достаточно сильно ослабляются защитные функции организма.
13. Следует помнить, что лечение простатита должно исключать сидячий образ жизни. Больной должен стараться держать свое тело в тонусе, это ускорит процесс выздоровления.
14. Процедура диагностирования заболевания также должна иметь комплексный характер. Это связано, прежде всего, с большим количеством различных форм и типов заболевания предстательной железы. Одного факта заболевания может быть мало для того чтобы правильно поставить диагноз. Диагностика должна учесть стадию или форму заболевания, симптомы, осложнения и многие другие важные факторы. Простатит это коварное заболевание, дело в том, что признаки этого заболевания у разных пациентов могут быть разными.
15. Простатит болезнь весьма своеобразная, у разных пациентов течение болезни может быть различным. Во многом все зависит от самого пациента, поэтому лечебные программы при лечении простатита носят индивидуальный характер. Клиническая картина простатита очень нестабильна. Довольно часто простатит обостряется и переходит в скрытую или в хроническую форму. Во многих случаях происходят осложнения различного типа.
16. Важно соблюдение специальной диеты во время лечения. Данная диета должна полностью исключать острые и кислые блюда, жирную и жареную пищу.
17. Важно знать, что на течение простатита могут сильно повлиять запоры. В этой связи важно их не допустить, нужно есть легкую пищу богатую клетчаткой и повышать свою подвижность.
18. Тип лечение простатита непосредственно завязан на диагностируемой форме и природы данного заболевания. Терапевтическое воздействие предусматривает следующие формы:
- Медикаменты различных групп.
- Массаж предстательной железы.
- Микроклизмы и свечи.
- Инстилляции и парапростатические блокады.
- Локальная фаллодекомпрессия.
- Грязевые тампоны и аппликации.
- Лазерное воздействие и другие физиопроцедуры
Правильное сочетание и компоновка данных методов зависит от стадии и формы течения заболевания, а также отквалифицированности специалиста уролога.
19. Следует помнить, что устранение одной лишь инфекции в предстательной железе не гарантирует пациенту полного избавления от заболевания. Дело в том, что в большинстве случаев во время развития болезни в простате появляются абактериальные структурно-функциональные нарушения, которые вылечить антимикробными препаратами нельзя.
20. Многообразие патологических изменений в предстательной железе и их сложность предполагают только лишь длительное комплексное и индивидуальное лечение. Именно поэтому программы лечения одной и той же формы простатита у разных пациентов часто бывают разные.
Хронический конгестивный простатит и его лечение
В 2011 году EAU опубликовала предварительные рекомендации, а в 2012 году выпустила полную версию уточненных рекомендаций по терминологии, диагностике и лечению урологического синдрома хронической тазовой боли (СХТБ). На русский язык они пока не переведены, поэтому мы предлагаем ее анализ на основе собственного перевода англоязычной версии с сайта EAU, находящейся в свободном доступе в Интернете (EAU, 2012).
Во введении к рекомендациям, в частности, сказано, что в прошлом болевой синдром в области простаты назывался «простатит», хотя доказанную бактериальную природу заболевания имеют не более 10% всех его случаев, в отношении которых и рекомендуется использовать термин «простатит» (острый или хронический).
Остальные 90% заболевания при наличии болевого синдрома в области предстательной железы должны быть классифицированы как «простатический болевой синдром» (ПБС). Если болевой синдром не локализуется четко в предстательной железе, но локализуется в области малого таза, данное состояние следует классифицировать как «синдром хронической тазовой боли» (СХТБ).
Согласно новому определению, простатический болевой синдром (ПБС) – это постоянный или рецидивирующий болевой синдром в области предстательной железы длительностью не менее 3 месяцев в течение последних 6 месяцев. ПБС, в отличие от инфекционного простатита, имеет неинфекционную природу. В таком понимании ПБС соответствует существующей трактовке понятия СХТБ/ХП категории III по классификации NIH (1995).
Однако, сегодня указанная классификация многими клиницистами рассматривается как существенный методологический тормоз в нашем продвижении вперед в диагностике и лечении воспалительных заболеваний предстательной железы, так как нацеливает диагностический поиск только по пути выявления инфекционной причины заболевания, при этом никак не оценивая общий гормонально-метаболический фон пациента.
Иными словами, придерживаясь необходимости соотнести клиническую картину заболевания к одной из четырех категорий СХТБ, описанных в классификации NIH (1995), уролог вынужден лечить «стандартного» пациента стандартными препаратами, т.е., лечить болезнь, что никак нельзя считать приемлемым, так как всем давно очевидно, что врач должен лечить не болезнь, а больного.
Началом методологического краха однобокой и непатогенетической классификации СХТБ (NIH, 1995), которой сегодня урологи вынуждены пользоваться, можно считать наличие указаний в новых рекомендациях EAU по диагностике и лечению СХТБ 2012 года на тот факт, что на сегодняшний день отсутствуют клинически релевантные диагностические исследования или терапевтические результаты, которые бы позволили отличить воспалительный СХТБ/ХП (категория IIIA по классификации NIH, 1995) от невоспалительного СХТБ/ХП (категория IIIB по той же классификации). Поэтому в клинической практике в настоящее время не рекомендуется различать воспалительный и невоспалительный варианты СХТБ/ХП-III.
Основной диагностический поиск при СХТБ, ПБС и инфекционном простатите связан с уточнением этиологической причины болевого синдрома в малом тазу или предстательной железе. Боль неприятное сенсорное ощущение или эмоциональное переживание, которому сопутствует существующее или потенциальное повреждение тканей либо нечто, описываемое понятиями подобного повреждения (Международная ассоциация по изучению боли, 1994).
Восприятие индивидуумом интенсивности боли определяется взаимодействием физических, психологических, культурных и духовных факторов. Существует несколько классификаций боли в зависимости от выделенного ее главного механизма или особенностей этиологии и клиническоготечения. Патогенетическая классификация болевых синдромов основана на выделении главного механизма формирования боли.
Существует три основных вида болевых синдромов:
- Ноцицептивная (соматогенная) боль (возникает в связи с прямым действием вредного раздражителя на кожу или ткани организма как результат раздражения болевых рецепторов). Это ключевой механизм защиты организма при повреждении или инфекционном воспалении, поэтому она еще называется воспалительная боль (острый или хронический бактериальный простатит).
- Нейропатическая (неврогенная) боль (исходит из места поражения центральной или периферической нервной системы). Она может сохраняться и после действия раздражителя, плохо локализована, сопровождается различными нарушениями чувствительности (одна из ведущих причин урологического СХТБ и ПБС).
- Психогенная боль возникает при отсутствии органической патологии (эмоциональные боли, боли как бред или галлюцинации, боли при истерии, ипохондрии, депрессии). Чаще всего она хроническая. Вопрос о ее первичности продолжает дискутироваться. К психогенной боли примыкает так называемое соматоформное болевое расстройство – тяжелая изнуряющая боль без какой-либо известной соматической причины длительностью не менее 6 месяцев. Эта боль не соответствует анатомии органа или нервных структур, поражение которых могло бы быть причиной этого болевого синдрома.
Нейропатический компонент прямо или косвенно может участвовать в патогенезе неинфекционных невоспалительных болевых синдромов другого генеза (артериально-ишемический, микроциркуляторный, венозно-конгестивный, мионеврогенный), а также вызывать нарушения чувствительности периферического нейрорецепторного аппарата предстательной железы, ведущие к патологическому повышению порога болевого восприятия, что проявляется простатическими болями, не имеющими под собой органического субстрата (отсутствие патологических изменений в предстательной железе при ее объективном обследовании у больного с клиникой ПБС), т.е.
, приближающихся к психогенным болям при соматоформных болевых расстройствах. Тот факт, что при СХТБ или ПБС инфекция в предстательной железе не выявляется, еще не позволяет однозначно отрицать роль воспалительной инфекционной боли и при этих формах заболевания, поскольку частота выявления инфекции в железе достаточно низкая (не более 10%) в силу особенностей ее сложного анатомического строения.
С другой стороны, по нашему мнению, нельзя отрицать любую невоспалительную (неинфекционную) причину боли при идентификации клинически значимого патогена в секрете простаты, так как особенности гормонально-метаболического статуса у всех больных разные, а предстательная железа является андрогензависимым органом!
Таким образом, при урологическом СХТБ мы имеем дело с болевым синдромом различной этиологии:
- с нейропатической тазово- простатической болью в чистом виде («моноболь»);с нейропатической тазово- простатической болью в виде ее «клинических» масок: — ишемическая боль, — конгестивная боль, — мионеврогенная боль, — нейрорецепторная (нейромо- дулирующая) боль, — их сочетание (чаще всего);
- с сочетанием нейропатической и соматогенной воспалительной (инфекционной) боли при одновременном наличии патогена в секрете простаты;
- с сочетанием нейропатической и соматогенной воспалительной (неинфекционной) боли вследствие асептического воспаления в ткани простаты под влиянием продуктов деградации, биологически активных веществ и цитокинов.
При инфекционном воспалении предстательной железы мы имеем дело, прежде всего, с воспалительной инфекционной болью, однако, и в этом случае возможно одновременное присутствие других неинфекционных механизмов болевого синдрома в области таза (предстательной железы).
Провести дифференциальную диагностику в клинической практике этих причин болевого синдрома достаточно сложно, но можно. Безусловно, здесь нужно иметь хорошее клиническое мышление, здоровее профессиональное творчество и багаж междисциплинарных знаний. Изолированная инфекционная воспалительная боль («моноболь») в предстательной железе у соматически компенсированного больного инфекционным простатитом адекватно купируется длительным (не менее 4-6 недель) курсом правильно подобранного антибиотика.
При полной лабораторной санации секрета простаты после курса целенаправленной антибактерильной терапии сохранение болевого синдрома может указывать на наличие нейропатического или другого неинфекционного компонента боли.
Мы полагаем, что резидуальные (остаточные) боли в области малого таза/предстательной железы после рационального курса противомикробной химиотерапии доказанного инфекционного простатита практически всегда будут связаны с нейропатическим компонентом, воздействия на который мы никогда не оказываем, надеясь лишь на силу антибиотиков.
В соответствии с имеющимися рекомендациями по антибактериальной терапии инфекционного простатита препаратами выбора для его эмпирической терапии долгие годы являются пероральные фторхинолоны. Однако, с одной стороны, антибиотик для эмпирической терапии должен обладать не более, чем 10-20%- ным уровнем резистентности к наиболее частым патогенам, ассоциированным с хроническим инфекционным простатитом, чтобы обеспечить адекватную эрадикацию возбудителя у большинства пациентов.
Точное разграничение инфекционного и неинфекционного факторов патогенеза простатического болевого синдрома крайне важно с практической точки зрения: если мы будет отождествлять любую боль в области предстательной железы только с инфекционной (воспалительной) болью, то мы так и останемся на пути упорного исключительного применения одних антибиотиков для ее лечения, что в условиях растущей антибиотикорезистентности непременно приведет нас в «тупик терапии», так как, идя по этому пути, мы можем скоро реально потерять единственную группу антибиотиков – фторхинолонов, которые пока остаются препаратами выбора при лечении инфекционных простатитов.
Согласно новым рекомендациям EAU по ведению больных с СХТБ (2012), при выявлении инфекции в диагностически значимом титре из секрета предстательной железы у больного с клиникой простатического болевого синдрома трактуется как «инфекционный простатит».